Маркетинговое исследование рынка кофе: розничный аудит торговых точек, проведение опроса и фокус-группы

Исследование московского рынка кофе

По заказу российского представительства международного производителя кофе Агентством Life-Marketing было проведено исследование московского рынка кофе. Для исследования были определены следующие задачи:

  • Представленность на рынке (в рознице) производителей и торговых марок;
  • Сравнение позиций компании-заказчика с прямыми конкурентами (иностранными и российскими производителями кофе);
  • Определить потребительские предпочтения покупателей кофе;
  • Выявление ожиданий и пожеланий потребителей для оценки перспектив вывода на рынок новых сортов предложений (новые вкусы, форматы упаковки).

Проект был разделён на 3 этапа: розничный аудит, опрос потребителей и проведение фокус-групп.

1 этап. Розничный аудит торговых точек

Розничный аудит кофе был проведен по следующим параметрам:

  • Фиксация представленности в рознице по торговым маркам кофе и производителям кофе;

  • Мониторинг розничных цен кофе;

  • Численная дистрибуция по производителям по изучаемым торговым точкам;
  • Визуальная доля полки по каждому производителю и марке кофе;

  • Выкладка товара (мерчендайзинг в торговых точках);

  • Наличие POS материалов и рекламных материалов;

  • Акции конкурентов в торговых точках по стимулированию продаж;

  • Фотосьемка в торговых точках выкладки и ассортимента.

Вся собранная информация была проанализирована с учетом формата торговых точек (гипермаркеты, супермаркеты, малый сетевой формат, магазины у дома и несетевая розница). Исследование и анализ итоговых данных проводилось в сравнение с прямыми конкурентами.

Дополнительным блоком задач был проведён мониторинг оптовых цен поставщиков, в рамках которого изучались предложения крупнейших оптовых компаний и дистрибьюторов.

2 этап. Изучение потребительских предпочтений покупателей кофе.

В рамках этого этапа был проведён опрос покупателей кофе, выполненный в торговых точках. Опрос выполнялся в двух форматах: экспресс-анкетирование и интервью, которое давали наиболее активные и расположенные к диалогу потребители.

В результате была получена информация:

  • Предпочтение (лояльность) потребителей к той или иной торговой марке (бренду) и вкусовые предпочтения;

  • Факторы, оказывающие влияние на выбор бренда и продукта (покупку);

  • Влияние рекламы (телевиденье, пресса, POS-материалы, торговые представители и промоутеры в торговой точке, дегустации);

  • Популярные виды упаковки, комфортные места покупки продукта.

3 этап. Фокус-группа с участием потребителей кофе.

В ходе этого этапа была проведена фокус-группа по заявленному заказчиком списку вопросов с дегустацией продукта заказчика и продуктов конкурентов. Участникам были представлены новые и экспериментальные виды упаковки для оценки реакции и получения мнения.

На каждом этапе был подготовлен отдельный отчет со сводными данными и анализом.