Разработка стратегии компании: детализованная последовательность шагов

Детализованная последовательность шагов при разработке стратегии компании или предприятия.

Описанная ниже технология используется нашей компанией при реализации проектов стратегического консультирования и проектов по разработке стратегий компаний-заказчиков.

1. Запуск проекта и первоначальная стратегическая диагностика.

Цели и основные стратегические вопросы:

  • определение руководителя проекта разработки стра­тегии;
  • уточнение, кто является заказчиком разработки;
  • определение ожиданий заказчика от проекта, для чего нужна стратегия, а также его видения перспектив развития и стратегической цели компании;
  • уточнение подхода к разработке стратегии: фрон­тальный или целевой;
  • определение состава рабочей группы: как для ее участ­ников будет снижена текущая нагрузка, как станет обеспечиваться их стимулирование;
  • подготовка проекта плана разработки стратегии;
  • определение бюджета проекта;
  • уточнение списка подразделений для проведения стратегических интервью и перечень запрашиваемых документов;
  • проведение первичного сбора информации о ком­пании, рынке, на котором она работает, основных конкурентах и т. п. (открытые легкодоступные источ­ники);
  • распределение задач между сотрудниками разработ­чика стратегии;
  • решение формальных вопросов, издание приказа о на­чале разработки стратегии;
  • проведение стартовой презентации проекта разра­ботки стратегии;
  • проведение первой серии стратегических интервью по проекту;
  • при необходимости- уточнение целей развития компании на основании результатов стратегических интервью;
  • проведение обучающих семинаров на темы: «Разра­ботка стратегии», «Исследование рынков» и др.

Результат предварительной диагностики:

  • подготовлен план и бюджет разработки стратегии;
  • выбран руководитель проекта разработки стратегии, определен состав рабочей группы;
  • запущена реализация проекта разработки стратегии;
  • уточнены стратегические цели развития компании, которые в дальнейшем будут использоваться в качестве базы для разработки системы критериев для выбора оптимальной стратегической альтернативы;
  • обобщено и систематизировано видение топ-менедж­ментом компании сильных и слабых сторон бизнеса;
  • составлен перечень проектов и идей, которые могут быть использованы в ходе формирования стратегии развития компании;
  • описаны варианты стратегического выбора, стоящего перед компанией, с точки зрения топ-менеджмента.

2. Стратегический анализ.

Анализ внутренних предпосылок стратегии компании:

  • организационная структура компании, ее соответ­ствие заявленным стратегическим целям;
  • инвестиционные возможности и финансовая струк­тура компании, ее соответствие заявленным стратеги­ческим целям развития компании;
  • прибыльность выпускаемых изделий, определение изделий, выпуск которых наиболее экономически эффективен на действующем производстве;
  • диагностика внутренних ресурсов компании (произ­водственные здания и сооружения, оборудование, бренд компании и его восприятие на рынке, ноу-хау - знания и навыки, имеющиеся у компании, - бизнес-процессы и процедуры, корпоративная куль­тура, которая создает дополнительные ценности для клиентов и позволяет компании привлекать, удержи­вать и мотивировать высококлассных специалистов);
  • выявление ценных ресурсов, т. е. ресурсов редких, способных удовлетворить потребности потребителя и обеспечивающих прибыльность бизнеса компании;
  • ограничения, накладываемые слабыми сторонами компании;
  • анализ внутренних сильных сторон компании и выявление устойчивых конкурентных преимуществ и ключевых компетенций;
  • уточнение вариантов стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного внутренними факторами;
  • выявление перспективных проектов развития компании, обусловленных внутренними предпосыл­ками;
  • выявление мероприятий для немедленного внедрения (не зависящих от стратегии).

Результат анализа внутренних предпосылок стра­тегии компании:

  • выводы о соответствии организационной и финан­совой структуры компании заявленным стратеги­ческим целям, формулирование возможных рекомен­даций для немедленного внедрения, анализ сильных и слабых сторон компании с точки зрения организа­ционной и финансовой структуры;
  • выводы и рекомендации по эффективности выпуска различных изделий, а также по совершенствованию действующей на предприятии системы расчета себестоимости;
  • рекомендации по выбору номенклатуры выпуска продукции с точки зрения экономической эффективности;
  • выводы по результатам диагностики внутренних ресурсов компании;
  • выявление потенциальных источников ключевых компетенций и стратегических рисков;
  • выводы о стратегических выборах, стоящих перед компанией и обусловленных внутренними предпосылками выбора стратегии;
  • возможные перспективные проекты развития в компании, выявленные по результатам анализа внутренних предпосылок стратегии;
  • описание мероприятий, позволяющих повысить эффективность бизнеса компании и не зависящих от того, какая стратегия развития компании будет выбрана.

Анализ рыночных предпосылок стратегии:

Анализ традиционного рынка:

  • размер и сегментация традиционного рынка;
  • основные продуктовые сегменты;
  • динамика продаж компании в основных сегментах;
  • объем рынка по каждому из сегментов;
  • акцентированный анализ рынка по наиболее перс­пективным продуктам;
  • доля компании на каждом из выделенных сегментов рынка;
  • основные группы покупателей и каналов дистри­буции по сегментам;
  • ключевые   факторы   принятия   решения   по сегментам;
  • барьеры рынка;
  • эластичность спроса по сегментам.

Прогноз развития традиционного рынка:

  • анализ тенденций и построение прогнозов развития рынка для выбранных сегментов.

Новые рынки и новые возможности.

Конкурентная ситуация:

  • выявление основных конкурентов по сегментам рынка;
  • анализ бизнес-моделей, сильных и слабых сторон ключевых конкурентов, прогноз конкурентной ситуации.

Анализ рыночных сильных сторон компании и выяв­ление ключевых компетенций:

  • конкурентные преимущества компании;
  • возможные механизмы отстройки от конкурентов исходя из результатов сделанного анализа;
  • уточнение вариантов стратегического выбора, стоя­щего перед компанией и обусловленного рыноч­ными факторами;
  • выявление перспективных проектов развития компании, обусловленных рыночными предпосыл­ками.

 Прогноз продаж.

 

Результат анализа рыночных предпосылок стра­тегии:

  • структура предложения и основных сегментов рынка, в которых представлена компания;
  • текущий размер рынка продукции предприятия по сегментам;
  • выводы об основных потенциальных потребителях по сегментам, а также о ключевых факторах принятия решения о покупке;
  • выводы по результатам анализа бизнес-моделей основ­ных конкурентов и заявленных ими планов развития;
  • выводы о типовых моделях продаж и продвижения на рынке;
  • прогноз динамики размера рынка продукции предприятия по сегментам;
  • построение перспективных планов продаж продукции по сегментам с учетом влияния конкурентов;
  • выводы по результатам диагностики рыночных пред­посылок стратегии развития компании, выявление потенциальных источников ключевых компетенций и стратегических рисков;
  • выводы о вариантах стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного рыночными предпосылками выбора стратегии;
  • выводы о вариантах стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного рыночными предпосылками выбора стратегии;
  • возможные перспективные проекты развития в ком­пании, выявленные по результатам анализа рыночных предпосылок стратегии.

Исследование аналогов (стратегический бенчмаркинг):

  • определение целевых рынков для анализа и выяв­ление компаний-аналогов;
  • анализ специфики бизнеса и определение основных бизнес-моделей компаний, работающих на рынке.

Результаты исследования аналогов: выводы о наи­более распространенных моделях бизнеса у компаний срав­нения, их преимуществах и недостатках.

3. Разработка стратегических альтернатив и выбор стратегии развития.

Формулирование стратегических альтернатив:

  • уточнение вариантов стратегического выбора, стоящих перед компанией и аргументов за и против каждого из них;
  • формулирование трех стратегических альтернатив развития компании, уточнение стратегических проектов развития, включаемых в каждую из альтернатив;
  • формулирование критериев сравнения альтернатив в соответствии со стратегическими целями развития компании;
  • проведение сравнения альтернатив по неэкономи­ческим критериям (рынки, персонал, риски и др.).

Построение экономической модели и расчет для каждой из альтернатив основных финансовых пока­зателей, характеризующих ее окупаемость и при­быльность.

Сравнительный анализ альтернатив и выбор стра­тегии развития.

Результаты работ:

  • Презентация логики формулирования стратегических альтернатив.
  • Развернутое описание каждой из них, в том числе:
  •  
    • базовой идеи бизнеса, ключевых конкурентных преимуществ и основных рисков, связанных с реа­лизацией альтернативы;
    • целевых рынков и объемов продаж;
    • основных мероприятий по модернизации произ­водства и инвестиционных потребностей;
    • организации продвижения продукции компании;
    • финансово-экономических расчетов, выполненных с использованием экономической модели;
    • организационной и финансовой структуры компании в рамках альтернативы;
    • значения критериев сравнения альтернативы, включая значение критериев достижения страте­гической цели компании.

Результаты сравнения альтернатив.

Решение о выборе стратегии развития компании.

 

4.   Разработка  плана  реализации  выбранной альтернативы:

  • описание концепции бизнеса,  включая видение и стратегические цели компании;
  • логика и основные этапы развития компании;
  • изменения в организационной структуре компании
  • стратегические проекты и инициативы/ключевые инвестиционные проекты;
  • функциональные стратегии и KPI верхнего уровня;
  • финансовый план;
  • сводный план реализации стратегии.

Результаты работ:

  • документ, содержащий детальное описание стратегии развития компании и планируемых изменений;
  • план-график реализации стратегии.

 

Ключевые факторы успешной разработки стратегии

  • Собственник/генеральный директор компании имеет собственное видение цели и перспектив развития. Если это так, то стратегия действительно будет актуальна и востребована, а собственник будет заинтересован в ее реализации.
  • Собственник/генеральный директор компа­нии активно участвует в разработке стра­тегии.
  • Проект разработки стратегии развития компании хорошо детализован, определены сроки выполнения отдельных этапов, работы распределены среди участников разработки стратегии, назначены ответственные.
  • Стратегия компании определяет конкретные повседневные управленческие решения.
  • Процесс достижения стратегической цели в компании разбит на промежуточные этапы, определяемые исходя из логики ее развития.
  • Стратегия компании не превращена в догму.
  • Беритесь и делайте! Сложность разработки стра­тегии, необходимость «более четко определиться с перспективами», отсутствие опыта часто становятся оправданиями для того, чтобы все шло так, как раньше. Но все это ложь. Никаких страшных тайн в процессе разработки стратегии нет. Мы разрабатываем стратегию не просто так - это лучший способ реализовать свою мечту, и поэтому начинайте работать прямо сейчас. Надеюсь, эта книга поможет вам в этом.

 

Автор: BizStrategy, В.Гусаков