Маркетолог в компании: миф или реальность

Маркетологи мыслят иначе, чем другие сотрудники организации. Это происходит из-за того, что они более тесно связаны с потребителями, чем например руководитель финансового или производственного отдела.

Маркетологи склонны к риску, к инновациям, к творчеству, ко всему, что на первый взгляд кажется обреченным на провал. Зачастую именно инициатива маркетолога помогает выработать конкурентное преимущество, выработать эффективную стратегию, понять, что необходимо потребителю. Рассмотрим мифы  и реалии связанные с профессией «маркетолог».

Первый миф: Маркетолог в компании не нужен или заменим маркетолога другим человеком.

Реальность: Не для кого не секрет, что сегодня во многих российских компаниях маркетологи занимаются либо рекламной деятельностью, либо непосредственно сбытом. На мой взляд, это совершенно неправильная ситуация, которая не позволяет маркетингу полноценно выполнять свои функции. Маркетинг стоит намного выше, чем реклама или сбыт. Они - инструменты маркетинга, и не более. Маркетинг же играет роль "путеводной звездой" для организации, формирует вектор ее развития. Как философия бизнеса, маркетинг охватывает все процессы организации, как инструмент - помогает ставить правильные цели и находить лучшие пути ее решения, концентрируя на этом все ресурсы. К сожалению, часто происходит так, что маркетинг носит сугубо утилитарный характер, когда маркетолог выполняет столь узкий круг обязанностей, что не позволяет компании получить от него полную отдачу. Обычно в компаниях выделяют штатную должность менеджера по маркетингу и рекламе, подчиняют начальнику отдела сбыта и скидывают все проблемы. Но почему-то ничего не получается. Меняют несколько "маркетологов", но это естественно ничего не меняет. Вот откуда возникает вопрос: Зачем маркетолог нужен для организации?

Второй миф: Маркетолог может продвигать рекламную кампанию в интернете с минимальным расходом бюджета.

Реальность: Маркетинг в социальных сетях все чаще используется в конкурентной борьбе. Однако время, которое уделяется маркетологами этому инструменту, и вкладываемые компаниями бюджеты пока непропорциональны уровню проявляемого интереса. Исследования показали, что 78% маркетологов, опрошенных в ходе исследования, заявили, что маркетинг в социальных сетях – способ получить конкурентное преимущество. Однако лишь 7,75% всех онлайновых бюджетов сегодня тратится на социальные сети. Исследователи узнали и о других предпочтениях в сфере цифрового маркетинга. Так, большинство респондентов назвали поисковую оптимизацию (Search engine optimization, SEO) "приоритетом номер один" среди других названных девяти видов цифрового маркетинга. Однако SEO заняла только четвертое место в рейтинге, если в расчет брались и время, выделенное на этот вид маркетинга, и вложенный бюджет. Наибольшее количество времени (в среднем 22%) маркетологи по-прежнему продолжают уделять email-кампаниям, а большая часть бюджетов тратится на онлайновую рекламу (в среднем 33%). (ист. Face of the New Marketer).

Очевидно, эффективность традиционной массовой рекламы снижается. В чем причина этого явления? На искушенного покупателя реклама компании почти не действует, уровень развития технологий как производства товаров, так  их продаж и рекламы достиг высокого уровня, на российском рынке такая ситуация называется - "сверхнасыщенный" или "перенасыщенный" рынок. Цены на традиционную рекламу растут, да еще и потребитель начинает забывать рекламное сообщение на следующий день после рекламного контакта.

Таким образом, распределяя бюджет на рекламу, стоит подумать, а какой результат мы хотим получить. А может стоит тщательно проанализировать и учесть все места, где потребитель вступает или может вступить в контакт с нашим товаром или услугой.

Третий миф: На Маркетолога не обучаются, маркетологом становятся.

Реальность:  Для того чтобы быть действительно конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо постоянно чему-то учиться, приобретать новые полезные навыки, повышать свой уровень теоретической и практической подготовки.

Настоящий специалист всегда заинтересован в том, чтобы «растить» свою квалификацию. Бывает, что компания расширяет границы и переходит на более высокий, из-за чего увольняют сотрудников. Чтобы в итоге этого, не потерять работу, мы всегда можем взять в руки учебник, скажем современного маркетолога и заняться просвещением и приспособлением к новым условиям. Но порой самостоятельно освоить азы профессии не удается. Для этого как раз и работают специальные курсы повышения квалификации.

На сегодняшний день у нас есть возможность получать новые знания в свободные от работы часы, то есть без отрыва от работы. При этом стоит помнить, что курсы пусть и не бесплатны, но время и средства, потраченные на обучение, быстро возвращаются в денежном эквиваленте, ведь специалист через эти курсы повышает собственную ценность на трудовом рынке.

Найти хорошую и интересную работу, да еще и за хорошие деньги, достаточно тяжело. Специалистов с традиционным высшим образованием довольно много, и чем доходнее отрасль, тем больше претендентов на рабочее место в ней наблюдается. Вот и получается, что, даже только закончив обучение и вроде бы получив свежие знания по профессии, человеку, желающему добиться успеха, нужно снова учиться, чтобы качественно отличаться от немалой массы таких же как он свежеиспеченных безработных специалистов.

Получается, что курсы для повышения квалификации нужны, так как если хочется быть успешным и не бедным, учиться нужно всю жизнь.

Четвертый миф: Существуют маркетологи, которые знают секретные методики, позволяющие быстро и бесплатно увеличить продажи.

Руководство компаниии считает маркетинг неким волшебством, а маркетолога - джином из бутылки, который решит все проблемы! Да еще и с минимальным бюджетом. Маркетолог все сделает: и на склад к конкурентам заглянет, и их разговоры с клиентами подслушает. Маркетинг воспринимают, как вспомогательную функцию отдела сбыта по получению информации о внешней среде. Маркетинг же занимается исследованиями рынков. Покажите мне маркетолога с «волшебной методикой» и я склоню перед ним голову. Все гораздо проще, маркетологи мыслят иначе, они более внимательны, чем остальные сотрудники офиса, они творчески подходят к решению вопроса, наблюдаю и анализируют. В этом нет никакого волшебства. Например, существует такая закономерность. На каждом празднике есть самый смешной, самый нелепый гость, в каждом городе есть свой сумасшедший.

В каждой организации есть свой такой «сумасшедший». Вы спросите, к чему это, просто, задумайтесь над тем, сколько идей мы похоронили, из-за «близорукости». Подумайте, как можно продать 10р за 50р? Сама постановка вопроса кажется очень глупой, верно? Группа московских студентов сделала это, да еще и заработала кучу денег. В чем суть: каждая купюра имеет свой 7-ми значный порядковый номер. И телефонные номера в Москве 7-ми значные. Какому-то студенту пришло в голову набрать этот номер по телефону. Когда человек снял трубку, студент сообщил, что у него есть купюра, номер которой совпадает с телефонным номером, по которому он звонит. И если человек желает ее приобрести, то студент может ее продать и даже подвезти в удобное место и время. Человек согласился. И бизнес у них пошел так хорошо, что потом они договорились со сберкассой, брали у них новые купюры, начинающиеся с одной цифры, организовали целую группу студентов и за лето заработали себе на путешествие в теплые страны. Вывод, у маркетологов нет секретных методик, он не волшебник, а просто обычный идейный человек.

Подводя итог,  радует одно, что все больше и больше руководителей компаний понимают важность маркетинга и присутствие маркетолога в компании, несмотря на существование данных мифов. Для успеха, важно не только умение компании выстраивать правильную стратегию продвижения, иметь четкий план о том, что, когда и где «говорить» о своих товарах и услугах, но и постоянно повышать уровень знаний, а значит обладать «волшебной методикой».

Барсукова Ольга,
специалист по маркетингу и продажам МЦДО-ЛИНК

По материалам Re-port